Противодействие коррупции
- Закон о противодействии коррупции
- Закон об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов
- Закон о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам
- Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ
- Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ
- Трудовой кодекс
- Уголовный кодекс
- Указ Президента от 10.12.2020 № 778
- Указ Президента о мерах по противодействию коррупции
- Указ Президента от 21.07.2010 № 925
- Указ Президента от 02.04.2013 № 309
- Указ Президента от 02.04.2013 № 310
- Указ Президента от 08.07.2013 № 613
- Указ Президента от 23.06.2014 № 460
- Указ Президента от 23.06.2014 № 453
- Указ Президента от 08.03.2015 № 120
- Указ Президента от 15.07.2015 № 364
- Указ Президента о Национальном плане противодействия коррупции на 2021—2024 годы
- Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 568
Что такое коррупция?
Какие ассоциации возникают у вас при прочтении слова «коррупция»? На память сразу приходит сцена из Гоголевского «Ревизора».
За последние 20 лет коррупция стала притчей. Все о ней слышали, все о ней говорят, а кое-кто ее даже видел. Только в вопросе о том, что собой представляет пресловутая коррупция, разбирается далеко не каждый.
Информация обладает свойством притираться, надоедать. Постоянно слыша то тут, то там «украли», «поймали» и «наказали», появляется интерес вместо потребления вторичной информации обратиться к истокам проблемы и как следует разобраться в вопросе.
Любая проблема не берется из ниоткуда. Каждое явление имеет корни. Для того, чтобы лечить, врач должен собрать информацию и поставить диагноз. Обратимся к самому надежному и проверенному источнику получения ее — к истории. Без знания прошлого не может быть нормального настоящего и, тем более, будущего.
Объективный суд всегда выслушивает все стороны конфликта, чтобы вынести справедливое решение. Ведя разговор о каком-либо социальном явлении, также будет полезно взглянуть на предмет разговора со всех сторон. Так и только так можно достичь объективности в суждениях о предмете разговора.
Сказать честно, все устали слышать монотонное «все плохо». Почему бы не оглянуться назад, чтобы учесть опыт предков? Это ведь так логично. Все уже в этом мире было, и то, что кажется нам новой проблемой, оказывается весьма старым явлением.
Важной проблемой современного гражданского общества в России является потеря исторической аутентичности. Если дерево срубить под корень, то жизнь его будет недолгой. Также и общество, может быть сильным только тогда, когда у него сильные корни. Когда оно помнит свою историю и гордится ею.
Вернемся к наболевшему. Так что же такое «коррупция», и, главное, как ее победить?
Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам .
Думаю, что не откроем Америки, если скажем, что коррупция по возрасту сопоставима с обществом.
И это далеко не первое ее имя. Слова «мздоимство», «посул», «кормление» вам знакомы? Это обобщенные название совокупности человеческих слабостей: алчности, трусости и корысти. Не случайно Данте в своей «Божественной Комедии» поселил тогдашних коррупционеров (мзодимцев) на восьмом, предпоследнем, кругу ада.
Уважаемые родители! Вы должны знать!
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на общедоступность и бесплатность общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается. Если Вы по собственному желанию (без какого бы то ни было давления со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов, фондов, иных физических и юридических лиц) хотите оказать школе или детскому саду, где обучается (воспитывается) Ваш ребенок, благотворительную (добровольную) помощь в виде денежных средств, Вы можете в любое удобное для Вас время перечислить любую сумму, посильную для Вашего семейного бюджета, на расчетный счет учреждения.
Вы должны знать:
- Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств. Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением Федерального закона от 11.08.1995 №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательного учреждения. Согласно Гражданскому кодексу РФ договор пожертвования следует заключать в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, а также, если договор содержит обещание дарения в будущем. Родители обучающихся (воспитанников) не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса. Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих(членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.
- Администрация, сотрудники учреждения, иные лица не вправе: - требовать или принимать от благотворителей наличные денежные средства; -требовать от благотворителя предоставления квитанции или иного документа, свидетельствующего о зачислении денежных средств на расчетный счет учреждения.
- Благотворитель имеет право: -в течение 10 дней со дня перечисления по доброй воле денежных средств на расчетный счет учреждения подать обращение в учреждение (по своему желанию приложить копию квитанции или иного подтверждающего документа) и указать в нем целевое назначение перечисленных денежных средств; -получить от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и возможность контроля за процессом расходования внесенных благотворителем безналичных денежных средств или использования имущества, представленного благотворителем учреждению; -получить информацию о целевом расходовании переданных учреждению безналичных денежных средств из ежегодного публичного отчета о привлечении и расходовании внебюджетных средств, который должен быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения; -обжаловать решения, принятые в ходе получения и расходования внебюджетных средств, действия или бездействие должностных лиц в досудебном порядке (Министерство образования и науки Краснодарского края) и (или) в судебном порядке); -сообщить о нарушении своих прав и законных интересов при принятии противоправных решений, действиях или бездействии должностных лиц в контрольно-надзорные, правоохранительные органы.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ЗАКОН И ГОСУДАРСТВО - НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ. НЕТ ПОБОРАМ!
Антикоррупционное воспитание дошкольников
Антикоррупционное воспитание в системе дошкольного образования осуществляется в рамках реализации задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности.
Цель антикоррупционного воспитания заключается в создании условий для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, доброты, позиции неприятия неправомерного поведения. А также для развития волевых качеств: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
ФГОС дошкольного образования отмечает важность воспитания у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине.
Формами организации работы по формированию антикоррупционного мировоззрения являются:
- организационно-методическая работа с кадрами;
- инструктивно-методическая работа, работа с воспитанниками.
Организационно-методическая работа с кадрами:
- формирование профессиональных компетенций педагога в области антикоррупционного воспитания;
- совершенствование форм и методов работы с детьми;
- организация различных видов деятельности с детьми;
- разработка положений конкурсов, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения;
- организация проведения игровых и обучающих программ.
Инструктивно-методическая работа:
- проведение родительских собраний, собраний трудового коллектива по вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения;
- консультации для педагогов, родителей, обучающихся;
- размещение на стендах дошкольной образовательной организации информации антикоррупционного содержания.
Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в условиях Реализации требований федерального государственного Образовательного стандарта дошкольного образования.
Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает следующие составляющие:
- уточнение представлений детей о таких понятиях, как «честность», «правдивость», «справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление»;
- расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме.
С учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы:
- Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели.
- Человек – член общества.
- Взаимоотношения человека с другими людьми.
- Культура общения.
- Уважение к чужому мнению.
- Человек – создатель и носитель культуры.
- Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
- Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.
- Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.
- Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
- Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, коррупционного мировоззрения.
В соответствии с ФГОС ДО выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Рече вое развитие, Познавательное развитие.
Каждая из этих областей решает ряд задач. Так, Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного от- ношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В образовательной области Речевое развитие можно использовать:
- составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;
- беседы;
- разучивание стихотворений, пословиц, чтение сказок, рассказов.
Рекомендуемые литературные произведения, способствующие формированию нравственных ориентиров – совестливость, справедливость, ответственность, трудолюбие: И. А. Крылов «Чиж и голубь», Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек», Н. Артюхова «Большая береза», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков «Аленький цветочек», В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский «Растрепанный воробей», И. Токмакова «Это ни- чья кошка», В. Осеева «Синие листья», «Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Пословицы: «Хорошо тому добро делать, кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не сто- ит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в службу, а в дружбу».
В образовательных областях Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие:
- формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;
- формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;
- формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»;
- формированию знаний о современном этикете, культуре по- ведения в отношениях с разными людьми.
Основной формой обучения детей является игровая деятельность. Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется познакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.
Методические материалы для Организации антикоррупционного воспитания детей Старшего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие»:
литературные произведения для чтения и заучивания. Рекомендуемые литературные произведения способствуют формированию нравственных ориентиров детей старшего дошкольного возраста: этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, позиции неприятия неправомерного поведения.
Пословицы, поговорки:
- Гол, да не вор; беден, да честен.
- Честное здравствование сердцу на радость.
- И не велика беда, да честна.
- Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.
- Лучше малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью.
- Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
- Не красив собой, зато честен душой.
- Честных почитай, а гордых презирай.
- Честное дело не таится.
- Честный спит крепче.
- Не в силе честность, а в правде.
- Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
- Честность всего дороже.
- Честные глаза вбок не глядят.
- Где правда, там и счастье.
- Раз солгал – навек лгуном стал.
- Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.
- У лжи короткие ножки.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Жизнь дана на добрые дела. Стихотворения (из книги А. Лопатиной, М. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий»)
Что такое совесть? Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела
– Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет, Никого не подведет.
Совесть – клад души твоей. Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет. Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит. Он твой самый прочный щит.
Литературные произведения для чтения и организации бесед с детьми
Чтение корейской сказки «Честный мальчик»
Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, — подумал мальчик. — Из него много дров получится».
Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет? Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький.
— О чем ты, мальчик, плачешь? — спрашивает. Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:
— Не горюй, мальчик, найду я топор твой. Сказал он так и под водой скрылся. Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.
— Этот ли топор твой? — спрашивает. — Что ты, дедушка, не мой это топор! — Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.
— На, бери свой топор, — говорит. А мальчик ему и отвечает:
— Нет, дедушка, мой топор из железа сделан. И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.
— Вот мой топор, дедушка, — говорит. А старик усмехнулся ласково и сказал:
— Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я все три топора. Продай их на рынке — они дорого стоят, — пусть твоя мама не работает больше на чужих людей. Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры.
Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.
Вопросы и задания к сказке:
— Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?
— Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?
— Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?
— Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть, надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на себя в зеркало и говорить самому себе правду и т.д.
Чтение и обсуждение сказки «Вершки и корешки»
Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:
— Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки. Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:
— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь. На другой год говорит мужик медведю:
— Давай, Миша, опять вместе сеять.
— Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки — уговаривается Миша.
— Ладно! – говорит мужик.
– Пусть будет по-твоему.
И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.
Образовательные области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»: сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки
Игра «Птица Счастья»
Описание игры:
Стенд в виде птицы. Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок – помочь на занятии, голубой кружок – помочь одеться товарищу, оранжевый кружок – помочь дежурным, зелёный кружок – помочь воспитателю полить цветы, синий кружок – принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течение дня, в конце дня подводятся итоги.
Игра «Чудо-дерево»
Воспитанникам предлагается следующая ситуация:
– Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его! Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека. Берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы: – Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить ему настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?
Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе.
Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.
Рисунок «Солнышко правдивости»
Попросите детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о своем солнышке и стараться поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.
Творческое задание «Честные люди»
Прочитайте детям пословицы: «Где правда, там и счастье», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.